Солнце в полдень палит невыносимо. Вокруг километры пустыни, а путь еще далекий. Он был настоящим лидером, и уже сорок лет руководил большим количеством людей. На его пути случалось разное: победы, промахи, что ж, совершенных людей нет. Как же скоротать путь, как сократить пребывание людей под палящим солнцем? Ответ на этот вопрос очевиден: надо обратиться к своим. Благо, впереди владения братского народа.
- Позволь нам пройти землею твоею: мы не пойдем по полям и по виноградникам и не будем пить воды из колодезей твоих; но пойдем дорогою царскою, не своротим ни направо, ни налево, доколе не перейдем пределов твоих, - вот суть предложения, сформулированного лидером.
Ответ обескуражил всех. Братья отказали. И для того, чтобы продемонстрировать серьезность своих намерений, выставили хорошо вооруженных людей. Это значит одно - сотни километров в обход под палящим солнцем.
Этому фрагменту из истории человечества почти три с половиной тысячи лет. Лидер - движимый Богом Моисей - ведет избранный народ в Землю обетованную. После короткой остановки в Кадесе (так скорей хочется достичь Ханаана!) Моисей обращается к Едомскому царю, чтобы тот разрешил пройти знаменитой царской дорогой. Обращается как к брату, и это действительно так. Едомляне происходили от Исава, брата Израиля. Эта просьба не встретила доброжелательного ответа. Царь Едома не разрешил идти дорогой, которая вилась по узким горным ущельям, и которую легко было перегородить и защитить. Продемонстрировал "брат" свою власть, преимущество, не потерпев, чтобы кто иной имел хоть малейшее преимущество перед ним, хотя бы и на короткое время.
Толерантность как особое состояние
Терпимость, терпение. Древние римляне использовали слово "tolerantia", чтобы обозначить терпение. Так часто мы слышим и произносим его в нынешний век атомной энергетики и космических открытий. Сегодня, например, его используют медики-трансплантологи, обозначая толерантность как особое состояние человеческого организма, когда он перестает синтезировать антитела на чужеродный белок. Этот "чужой" белок подчас спасает жизнь человеку, будучи пересажен в организм в виде донорского органа или ткани. Вот парадокс, новое сердце спасает жизнь, а организм его отвергает, готов бороться до последнего, отторгая из себя. Насколько мне известно, это очень серьезная проблема в медицине.
Терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению тоже обозначают толерантностью. Оглянитесь вокруг, вспомните последние выпуски новостей. Чем объяснить недавнее избиение съемочной группы телекомпании НТВ в Грузии, русских школьников в Польше, польских дипломатов в Москве, африканских студентов в Воронеже..?
Список подобных происшествий огромен. Помню, особенно меня потрясла новость, опубликованная в одном из журналов. Группа бритоголовых молодчиков в городе Чехов жестоко избила чернокожего волонтера «Служения лютеранского часа» Козма Тосса Зинсу. Его били железными прутьями так, что молодой служитель чудом остался жив. Молодчики грозили смертью, если он не перестанет распространять «западную» веру. Последствия травмы не прошли бесследно. В голове молодого человека была обнаружена большая гематома, которая могла бы стать причиной внезапной смерти.
Откуда такая нетерпимость к человеку другой национальности, другого образа жизни, вероисповедания, мышления?
Эти вопросы волнуют многих и, похоже, давно. Десять лет назад на 28 сессии Генеральной ассамблеи ЮНЕСКО принята Декларация принципов толерантности. Тогда в Париже ее подписали представители 185 государств, включая и Россию. Толерантность ими определена как «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности…»
Привожу здесь не полный текст принятого определения, и, разбирая его, видно, что в нем переплетены области морали, международного права, политики. Все же мне хотелось бы посмотреть на практическое применение сложных теоретических выкладок.
Огромен ли ресурс?
Весна. Столица Южного федерального округа Ростов-на-Дону принимает гостей – участников Гражданского форума молодежи юга России. Более четырехсот молодых людей собрались вместе, понимая, что нельзя изменить сложную ситуацию на Северном Кавказе за один или два месяца, даже год или два. Но чем раньше именно молодые люди проникнуться идеями толерантности, тем быстрее начнутся перемены в нашем обществе и стране в целом.
Один из «круглых столов» в рамках этого форума назывался «Культура как ресурс толерантности в регионе». Его ведущая, исполнительный директор ассоциации менеджеров культуры Ирина Щербакова высказала интересную мысль о том, что степень нашей толерантности зависит от того, насколько мы знакомы с культурами народов, живущих вокруг нас. Эти культуры служат пониманию народов друг друга, и в то же время могут способствовать конфликту.
Российский юг – не единственный очаг конфликтов. Показательна в этом отношении была российско-британская конференция, проведенная в Сочи. В ней участвовали посол Великобритании в России Энтони Брентон, ряд известных британских специалистов по изучению и регулированию конфликтов. Весьма интересным было представление конкретных моделей примирения, использованных в Великобритании. Так, Майкл Фрайер из университета Брэдфорда посвятил свой доклад общине Коримилла из Северной Ирландии, которая является площадкой для общения людей, разделенных линией конфликта. В этой общине налаживается диалог, который еще не является гарантией мира, но все же открывает возможности для его достижения. Крис Биннис из Лондонской школы экономики остановился в своем сообщении на влиянии демократии на многонациональность. Он подчеркнул, что демократия далеко не всегда означает гарантии прав представителей национальных меньшинств. На первом этапе демократизации в любом обществе очень часто обостряются проблемы межэтнического взаимодействия.
В Краснодаре уже некоторое время действует молодежная группа за толерантность «ЭТнИКА». Накануне Международного дня борьбы с расизмом (21 марта) молодые люди провели акцию под названием «Стоп расизм!» Прохожим на улице предлагалось ответить на вопрос: «Есть такая теория, что на земле по всем генетическим показаниям существует только одна раса – человеческая. Вы считаете это реальностью или мифом?». Весьма показательно, что реакция горожан была весьма разнообразной. Получив листовку «Расистом быть стыдно!», молодые люди возмущенно спрашивали: «Разве я похож на расиста?». В ответ же на вопрос: «А как, по-вашему, выглядит «рядовой» расист?» смущенно улыбались, видимо осознав, что расистские идеи сегодня воплощают в действие не только неонацисты или фашиствующие хулиганы. Беда в том, что расизм часто прячется за «респектабельным» фасадом: тихий, как бы принятый расизм в общественном транспорте, на футбольном стадионе или в школьном классе тоже является насилием.
Ужасающая реальность
Наверное, сейчас самое время привести данные, которые как-то на одной из пресс-конференций озвучил директор Московского бюро по правам человека Александр Брод. По данным Генпрокуратуры РФ, в 2000 году в России было зарегистрировано 17 преступлений по ст. 282 Уголовного кодекса (о возбуждении национальной, расовой и религиозной вражды). Уголовные дела были заведены по восьми из них. В 2003 году в суд направлены 11 из 72 подобных дел. По мнению А. Брода, подобное нежелание прокуратуры адекватно реагировать на действия неонацистов и им подобных объясняется тем, что судебная власть по-прежнему действует с оглядкой на государство, у которого до сих пор нет четкой позиции в отношении экстремистов. «И все это происходит в стране, где помимо агрессии неонацистов растет ксенофобия в самом обществе, - говорит А. Брод, - где по данным различных опросов, 60% граждан в той или иной мере разделяют ксенофобские идеи».
По-моему, 60%, две трети – это ужасающие цифры. Ужасающие для того, чтобы спокойно созерцать происходящее. Я не сторонник во всем винить государство или сложившуюся обстановку. «Из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления», – такими Иисус Христос однажды наставлял Петра и остальных учеников Своих (Матф. 15:19). Проблема нетерпимости, нетолерантности, как я отметил вначале, встала перед человечеством не вчера, и не десять лет назад, и даже не сто. На мой взгляд, свою историю она начала со времен грехопадения.
«И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его… И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его» (Быт. 4:4-5,8). Ужасная картина первого братоубийства. «Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца» (1 Иоан. 3:15), - это уже учение Нового Завета. Итак, сейчас с полным правом можно сказать, что две трети населения – потенциальные убийцы, если опереться на данные, приведенные директором Московского бюро по правам человека. Еще одна, еще большая картина братоубийства. Спорить с этим утверждением трудно. Надо искать выход. Уверен, что он не в акциях, даже постоянных, молодежных групп, по примеру краснодарской «ЭТнИКи», даже не в скрупулезном исполнении парижской Декларации принципов толерантности.
Принцип сверхтолерантности
«Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас», - великие слова, сказанные Великим Учителем в Нагорной проповеди (Матф. 5:43-44). Эти слова без преувеличения сегодня можно назвать Декларацией принципов сверхтолерантности.
Сам Небесный Отец показал человечеству пример ее исполнения, «ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Иоан. 3:16). Согласитесь, бессмысленно уговаривать людей: любите своих врагов, уважайте их, не желайте им зла, не мстите. Такими уговорами еще никто никого никогда не полюбил. Как кто-то когда-то очень точно подметил, любят, потому что любят, а не потому, что так надо. Любовь есть дар, а не обязанность, не заслуга и не предмет торговли. В этом и заключается смысл Благой Вести, что «любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него. В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего» (1 Иоан. 4:9-10).
В этих словах из Священной Книги я и нахожу пути выхода из кошмарной реальности нетерпимости. Примером выполнения принципов толерантностью служит деятельность Апостола Павла. Применяя сверхтерпимость к культурным, религиозным и другим различиям людей, он успешно достигал проповедью Благой Вести многих. Смотрите, Павел «для Иудеев был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона - как чуждый закона, - не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, - чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1 Кор. 9:20-22).
Кто-то возразит, мол, это же было почти два тысячелетия назад. Листая современные журналы, можно не раз найти примеры подобного «вживания» в иную культуру. Вот слова Владимира Иванова, миссионера из Казахстана: «Проводя общение среди казахов, я с особым трепетом стараюсь уважать их культуру. Когда мы сидим вместе за достарханом, то я молюсь Иисусу на их манер, то есть сижу, вывернув перед собой руки ладонями вверх, и они в конце молитвы говорят «Аминь» и полагают руки на лицо. А бывает, когда молятся новообращенные казахи, я прошу их, чтобы они молились так, как принято у нас. И вижу, как им это приятно».
Что ж, толерантность сегодня – это одно из требований современной жизни. Важный аспект проблемы толерантности состоит в том, что это тяжелый труд, требующий и мудрости, и божественного вдохновенья. Поэтому к ней надо стремится, ее необходимо достигать, растить в себе, помня, что толерантность (терпение), в конечном итоге, есть плод Духа наряду с любовью, радостью, миром, благостью, милосердием, верой, кротостью и воздержанием. Так будем же терпимы!